0 5910
Программа факультативного курса по русскому языку для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения Вересень 30th, 2015 Руденко Тарас

Всесвітня література в школах України. – 2015. – № 10.

Бойко Светлана. Система занятий по программе факультативного  курса «Лексика и фразеология»

Предлагаемые материалы являются методическим обеспечением факультативного курса по русскому языку в 5-6 классах. В полном объеме с ними можно ознакомиться в журнале «Всесвітня література в школах України», где начиная с номера 10 этого года публикуются разработки занятий 7-8 – 31-32.

 

 

Программа факультативного курса

по русскому языку

«Лексика и фразеология» («В мире слов разнообразных…»)

для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения

 

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Лексика и фразеология» для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений с обучением на украинском языке разработана  с учетом современных подходов к изучению языков, заложенных в Государственном стандарте базового и полного среднего образования.

Одной из главных целей обучения является развитие устной и письменной речи школьников, необходимой для успешной социальной деятельности и понимания диалога русской и украинской культур.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • помочь учащимся овладеть основными сведениями по лексикологии и культуре речи;
  • обогащать лексический запас учащихся, способствовать усвоению норм русского литературного языка;
  • способствовать приобретению учащимися умений в области орфоэпии и орфографии;
  • помочь учащимся познавать язык как феномен, являющийся носителем социального и культурно-исторического опыта народа.

При этом коммуникативная функция языка выдвигается на первый план с целью формирования оптимальных условий для становления духовно богатой личности.

Русский язык в своих лексических единицах, в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе хранит и передает от поколения к поколению культуру народа, его историю, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, систему ценностей. При этом особая роль принадлежит слову – фундаменту языка, его смысловой и культурно-ценностной основе. В слове закреплены лучшие моральные качества народа.

Точность и выразительность речи определяется во многом богатством и разнообразием словарного запаса, умением правильно целесообразно употреблять слова в речи.

Одним из важнейших направлений работы по развитию речи является обогащение словарного запаса учащихся, формирование при этом внимательного и бережного отношения к слову.

Предлагаемая программа факультативных занятий создана в соответствии с основным содержанием раздела «Лексика. Фразеология» новых учебных программ по русскому языку (2012 г.) для общеобразовательных учебных заведений с  украинским языком обучения.

Предметом рассмотрения курса стали слово и его лексическое значение, однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением, архаизмы и неологизмы, синонимы, антонимы и омонимы, фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения, формулы речевого этикета.

Одним из главных направлений в работе является обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, формирование умения проводить сравнительный анализ русских и украинских пословиц, формул речевого этикета, фразеологизмов, других языковых единиц в целях выявления общего и различного в них значениях.

Работа на факультативных занятиях расширяет и углубляет сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщениями каких-либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

Во время проведения занятий рекомендуются следующие формы работы:

  • индивидуальная и групповая деятельность учащихся;
  • работа в парах;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • работа со словарями;
  • отгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, шарад, чайнвордов;
  • контрольные вопросы;
  • текстовые задания;
  • словесные игры;
  • лингвистические задачи;
  • игры на языковом материале;
  • домашние задания разноуровневые, с предоставлением учащимся выбора варианта;
  • орфоэпические разминки;
  • лингвистические эксперименты.

Рекомендуемые виды учебных заданий:

  • подбор синонимов, антонимов, омонимов, пословиц, поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений.
  • моделирование речевых ситуаций;
  • составление рассказов, сочинений, загадок, сказок, стихотворений;
  • сравнение русских и украинских пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Реализация содержания социокультурной линии обучения на факультативных занятиях по русской лексикологии и фразеологии предусматривает усвоение школьниками материала, раскрывающего страницы исторического прошлого Украины и России, содержащего информацию о выдающихся ученых, знакомящего с репродукциями картин известных русских художников.

Важным аспектом социокультурной работы является формирование у учащихся представления о культуре, обычаях русского народа, умения соблюдать правила общественного поведения, умения устанавливать и поддерживать контакты с носителями других культур, учитывать социальные и национальные особенности участников общения.

Достойное место при изучении лексики занимают пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения, тексты из произведений русских писателей, поэтов. Занятия помогают учащимся осваивать различные социальные роли (покупателя, посетителя библиотеки и т.д.). В связи с этим учащиеся усваивают формулы речевого этикета, учатся использовать их в процессе общения, придерживаться определенных правил поведения в общении с представителями различных возрастных групп и статусов.

Обучение русскому языку обеспечивает также развитие социальных навыков учащихся, прежде всего – навыков совместной работы (в парах, небольших группах): учит определять общую учебную цель и пути её достижения; распределять функции и роли совместной деятельности, контролировать её процесс; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; способствует воспитанию у детей самоуважения и уважительного отношения к другим, формированию самооценки, умению положительно оценивать работу другого или высказываться некритически, но доброжелательно; толерантно и спокойно принимать замечания в свой адрес.

Социокультурная линия образования призвана усилить практическую направленность обучению языку, его обращение к реальным жизненным проблемам, решение которых во многом зависит от успешного пользования языком.

Программа факультативных занятий рассчитана на учебный год (34 ч.).

 

 

 

 

Программа факультативного курса

по русскому языку

«Лексика и фразеология» («В мире слов разнообразных…»)

для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения

1-2. Лексическое значение слова («Точность и выразительность слова») Ученик:·        понимает и определяет лексическое значение слов, привлекая словарь;·        различает и подбирает слова с указанным значением;

·        объясняет значение слов;

·        использует нужные слова для построения диалогического и монологического высказывания;

·        знает выразительные возможности слова;

·        умеет употреблять слово в соответствии с  его лексическим значением;

·        обогащает и активизирует свой словарный запас;

·        оценивает свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

3-4. Однозначные и многозначные слова («Многозначные слова – это интересно!») ·        разграничивает значения однозначных и многозначных слов, привлекая словарь;·        правильно и уместно использует однозначные и многозначные слова;·        знает особенности употребления однозначных и многозначных слов;

·        оценивает правильно/неправильно употреблено слово;

·        заменяет неудачно использованное слово;

·        составляет словарную статью многозначного слова.

5-6. Прямое и переносное значение слова («Как не заблудиться в прямом и переносном значении слова») ·        понимает слова, употреблённые в  переносном значении;·        разграничивает прямое и переносное значение слова, привлекая словарь;·        знает особенности употребления слов в прямом и переносном значении;

·        правильно и уместно использует слова в прямом и переносном значении.

7-8. Омонимы. («Слова-двойники, или в гостях у омонимов») ·        дает толкование омонимам;·        различает многозначные слова и омонимы в речи и словаре;·        определяет случаи межъязыковой омонимии и приводит в соответствующие примеры (например: веселье – укр. весілля).
9-10. Синонимы («Не забывайте о синонимах! Как дружат слова») ·        дает толкование значения слов-синонимов;·        различает слова, близкие по значению;·        пользуется словарем синонимов, подбирает пары подобных слов;

·        знает особенности употребления синонимов;

·        обеспечивает с помощью подбора синонимов уместность, правильность и выразительность речи;

·        использует синонимы для предупреждения неоправданного повторения слов.

11-12. Антонимы («Великое противостояние антонимов») ·        подбирает слова с противоположным значением;·        дает толкование антонимов;·        различает слова противоположные по значению, пользуясь словарем антонимов;

·        знает особенности употребления антонимов.

13-14. Профессионализмы и термины («Все ли слова для всех? Профессиональные слова») ·        объясняет цель использования профессиональных слов;·        осмысливает роль профессионализмов в тексте;·        использует в собственной речи профессиональные слова (в т.ч. термины) в соответствии с коммуникативной задачей;

·        находит профессиональные слова в толковых словарях;

15-16. Заимствованные слова («Слова-гости») ·        знает особенности употребления заимствованных слов;·        соблюдает нормы произношения и написания заимствованных слов;·        определяет значение заимствованных слов по словарю;

·        правильно и уместно употребляет их в речи.

17-18. Неологизмы («Можно ли предсказать появление нового слова?») ·        знает, откуда пришли известные слова, термины, понятия;·        определяет по контексту и с помощью словарей значение новых слов;·        использует в своей речи неологизмы для решения определенной коммуникативной задачи.
19-20. Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы («Как реставрируется старина») ·        определяет по контексту и с помощью словарей значение устаревших слов;·        совершенствует текст, заменяя неудачно использованные устаревшие слова;·        использует в своей речи архаизмы для решения определенных коммуникативных задач.
21-22. Фразеологизмы. Крылатые слова («Загадочная фразеология») ·        находит фразеологические единицы с указанным значением;·        объясняет значение наиболее употребительных фразеологических оборотов;·        поясняет происхождение наиболее употребительных фразеологизмов;

·        выбирает те фразеологизмы, которые подходят по значению и эмоциональной окраске;

·        совершенствует текст, заменяя неудачно использованные фразеологизмы;

·        пользуется словарем фразеологизмов, знает строение фразеологического словаря;

·        использует наиболее употребительные фразеологические обороты при построении диалогического высказывания;

·        находит соответствия русским фразеологизмам в украинском языке (задирать нос – укр. гнути кирпу);

·        объясняет роль фразеологизмов.

23-24. Словари. Выдающиеся учёные-лингвисты («Среди лингвистических словарей») ·        понимает, зачем нужны словари;·        пользуется разными типами лингвистических словарей;·        объясняет роль словарей в изучении языка;

·        извлекает нужную информацию из словарной статьи словаря;

·        пользуется как книжными, так и электронными версиями словарей указанных типов.

25-26. Пословицы и поговорки. Загадки («Золотые россыпи русской словесности») ·        понимает афористическое значение пословиц, поговорок, загадок;·        уместно употребляет в речи пословицы, поговорки, крылатые выражения;·        объясняет значения пословиц и поговорок, крылатых выражений.
27-28. Речевой этикет. Культура речевого поведения («А как лучше сказать? О словах, которых нет в словаре») ·        строит свое речевое поведение с учетом ситуации общения;·        выбирает нужную речевую формулу для выражения приветствия, благодарности, извинения;·        поддерживает общение, строит диалог с использованием правила речевого этикета;

·        использует формулы речевого этикета в нужной ситуации с учетом адресата общения;

·        не употребляет в речи жаргонизмы и слова-паразиты.

29-30.Лексика и орфоэпия.  («Может ли слово заставить смеяться? Путешествие в страну орфоэпию») ·        знает о наиболее распространенных случаях неправильной постановки ударения;·        замечает и исправляет орфоэпические ошибки в своей и чужой речи;·        правильно ставит ударение, прежде всего в словах, близких по звучанию к украинским словам (Например, верба – укр. верба)

·        знает сходство и различие в звучании словрусск. и укр. яз. (дом – дім);

·        пользуется орфоэпическим словарем;

·        соблюдает нормы русского литературного произношения в устной речи;

·        правильно использует логическое ударение для выделения слов со смысловой нагрузкой предложения.

31-32Лексика и орфография.  («Ступеньки к правильному написанию слова») ·        знает и находит изученные орфограммы и объясняет их;·        разъясняет написание слов в соответствии с изученными орфографическими правилами;·        находит орфографические ошибки в словах и исправляет их;

·        пользуется книжными и электронными версиями орфографического словаря для проверки написания слов.

33-34. Обобщение и систематизация изученного материала  ·        имеет представление об основных терминах, связанных с лексикой;·        правильно употребляет изученные слова в речи;·        подбирает синонимы и антонимы, различает архаизмы и неологизмы;

·        знает выразительные возможности слова;

·        обеспечивает с помощью подбора слов уместность, правильность и выразительность речи;

·        обогащает и активизирует словарный и фразеологический запас.

 

Занятие 1-2

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА («ТОЧНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ СЛОВА»)

Слово дано для того человеку, чтобы свои
понятия сообщать другому.

М. Ломоносов

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

В. Шефнер

Для всего, что существует в природе: воды,
воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и
полей, цветов и трав, – в русском языке есть
великое множество слов и названий.

К. Паустовский

1.     Прочитайте текст и скажите, о чем будет идти речь на наших факультативных занятиях.

Слава слову

     Мы живем среди слов. Конечно, мы ходим по земле, дышим воздухом, купаемся в море, – но при этом всюду мы живем среди слов. Мы не можем представить себе море без слова море и землю без слова земля. И никуда нам не уйти от слов: даже если мы улетим в космос, мы встретимся там со словом космос, и в любой, самой далекой галактике мы не уйдем от слова галактика. Мы даем слово и берем слово, держим слово, владеем словом, верим на слово, поминаем добрым словом, кого-то ловим на слове, в трудных случаях берем слова обратно, а в еще более трудных не можем связать двух слов… А если б не было слов… Тут уж ни в науке новое слово сказать, ни построить что-либо по последнему слову техники, ни даже за друга замолвить словцо… Одним словом – жизнь невозможная.

                                                                                                         Ф. Кривин

 

2. Разгадайте ребус. Дайте определение слову, которое у вас получилось.

Vse_Lit_01a

Для справок: лексикология.

Все слова языка образуют его словарный состав, или  ….. (лексику). То, что обозначает слово, – это его  …… (лексическое значение).
Вывод. Весь словарный состав языка называется лексикой.

Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает,
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье.
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.

                    П. Чесноков

О чем говорится в стихотворении П. Чеснокова?

2. На какую тему можно написать рассказ по данным словам? Приготовьте устный рассказ на эту тему. Озаглавьте его.

·        мороз, иней, поземка, снегопад;
·        вьются, искрятся, пороша, пушистые, снежинки;
·        каток, коньки, скользить;
·        ледяная горка, санки, сугроб, трещать, обморозить.

  

 

3.     Что обозначают данные слова? Скажите, по каким признакам названы растения, птицы, дни недели?

·        снегирь, рябчик, буревестник, кукушка;
·        понедельник, вторник, среда, четверг, пятница;
·        черника, клубника, земляника, костяника, голубика.

4. Выразительно прочитайте текст, найдите в толковом словаре значение выделенных слов.

Я очарован царственно величавым древним Киевом: его памятниками, парками и садами, его замечательными зданиями и улицами. Изумительно красив Крещатик – живая артерия города, сплошной поток людей и машин. Перед восхищенным взором встают будто два Киева: Киев стародавний – колыбель славянских народов, и Киев новый, который растет не по дням, а по часам, прямо на твоих глазах.
Как же не любить такой город, который способен покорить и взволновать до глубины души!

                                                                                      М. Шолохов

Расскажите о своих впечатлениях после посещения города Киева.

5. Игра «Отгадай словечко» (на материале толкового словаря)

·        лексическое значение: линия, дающая представление о форме предметов (очертание);
·        лексическое значение: запас слов и выражений человека (лексикон);
·        лексическое значение: слова, обозначающие научные понятия (термины).

6. Вариант игры «Отгадай словечко»

Задание по толковому словарю учебника задают ученики, отгадывает учитель или одноклассники.

7. Кроссворд

Vse_Lit_06

По горизонтали:
1) искусственное русло;
4)  стадо лошадей или оленей;
5) наружный запекшийся слой хлеба.
По вертикали:
1) площадка для катания на коньках;
2) несколько инструментов, предназначенных для какой-либо работы, например для выпиливания;
3)  узкая полоска ткани.
Для справок: лента, табун, канал, набор, каток, корка.

 

8. Прочитайте. Скажите, по каким признакам названы животные?

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки мы так и назвали ее Бией.

                                                                                   М. Пришвин

Пушок, Шарик, Тявка, Рыжик, Снежок, Дымок, Малыш.

9. Викторина

·        герой русских былин, совершающий воинские подвиги;
·        специалист с высшим техническим образованием;
·        человек, совершающий поездку в поезде, самолете или в другом виде транспорта;
·        военнослужащий, стоящий на посту;
·        точная выдержка из текста.

10. Работа с толковым словарем

Запись в тетрадь: «Русский язык очень богат и продолжает обогащаться». Перед вами на доске написаны лексические значения  слова богатый. Выпишите в тетрадь то значение, в котором употреблено слово богатый в нашем выражении.
·        обладающий большим имуществом;
·        дорого стоящий, роскошный, великолепный;
·        имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.

11. Работа в парах

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

А. Толстой

Выпишите в тетрадь ключевые слова этого выражения, обменяйтесь тетрадями и посмотрите, согласны ли с вы с соседом.

12. Дайте названия (тематические) каждой группе слов. Дополните их своими примерами.

    Образец: стол, шкаф, диван, стул (название мебели).
·        мать, отец, брат ……….;
·        маслята, опята, лисички…..;
·        вишня, слива, яблоня……;
·        врач, столяр, слесарь……;
·        автобус, троллейбус, мотоцикл…. .

13. Переведите на русский язык слова каждой группы. Дополните их своими примерами.

·        січень, лютий, березень…;
·        вулиця, проспект, площа…;
·        футбол, волейбол, хоккей….

  

14. Подумайте. Сколько слов составляет словарный запас ученика?

 В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля насчитывается более 200 тыс. слов.
В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов – от 15 тыс. до 18 тыс. слов.

15. Проверим богатство вашего словарного запаса. Назовите слово по его лексическому значению.

 ·        торжественное открытие художественной выставки;
·        отрезок времени, равный десяти дням;
·        растительный мир;
·        животный мир;
·        перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта;
·        тоска по родине;
·        двойной лист, который соединяет крышку переплета с самой книгой.
 
Для справок: вернисаж, декада, флора, фауна, антракт, ностальгия, форзац.

16. Какой темой можно объединить данные слова? Запомните правописание этих слов. Составьте с ними небольшой рассказ под названием «В библиотеке».

Абонемент, фантастика, иллюстрация, библиотека, экземпляр, стеллаж, каталог, брошюра, словарь.


  

17. Определите значение слов страница и слово по толковому словарю.

 Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом,
Мы не знали б ничего!

С. Михалков

 

Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.

С. Михалков

18. Групповая работа

Определите, какой раздел русского языка мы повторяли? Вы должны будете отгадать загадки и по первым буквам отгадок составить слово.

·        как на него взглянешь, так и заплачешь;
·        зимой и летом одним цветом;
·        сидит Машутка в семидесяти шубках;
·        на дворе горой, а в избе водой;
·        синенькая, маленькая по городу скачет, все людей красит;
·        черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдет, там след остается;
·        стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас.

 

Лук
Ель
Капуста
Снег
Иголка с ниткой
Карандаш
Антенна.

 

19. Выберите букву

Значение слова будет зависеть от того, какую букву вы выберете.

Ч(а, и)стота, л(и,у)па, с( а,у )д, сл(о, и)ва, б а, е, у)тон.

 

20. Словарный аукцион

Назовите слова русского и украинского языков, которые пишутся и читаются одинаково слева направо и справа налево. Побеждает тот, кто назовет свое слово последним.

Кок, боб, Алла, заказ, потоп, наган, радар, шалаш, шабаш, мадам, око…

 

21. Домашнее задание разноуровневое, с предоставлением учащимся выбора варианта

  • Выпишите из толкового словаря лексическое значение слов победитель, старт, финиш и расскажите о построении их словарных статей.
  • Подберите и запишите слова, входящие в темы «Школа», «Спорт». Составьте рассказ на одну из тем.
  • Напишите высказывание на тему «Почему надо знать лексическое значение слова?»

 


Занятие 3-4

ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА  («МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»)

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком,

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

                            Т. Данилов

Слово

                   Однозначное                        Многозначное

                   Птица                                    Ручка

Слова, имеющие одно значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.

1. О каком полотне говорится в отрывке из стихотворения «Дорожная» С. Васильева? Какое еще бывает полотно? Составьте и запишите предложение со словом полотно в данном значении

Лучами красит солнышко
Стальное полотно.
Без устали, без устали
Смотрю, смотрю в окно.

В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным. Например:
 
Земля, -й, вин. землю, мн. земли, земель, землям, ж.
·        Планета солнечной системы. Земля движется вокруг Солнца.
·        Суша (в отличие от водного пространства). С корабля увидели землю.
·        Почва, верхний слой нашей планеты, поверхность. Сесть на землю. Обработка земли.
·        Страна, государство. Чужие земли

2. Работа с карточками

Карточка А

Придумайте предложение со словом полотно в значении «картина».

Карточка Б

Придумайте предложение со словом полотно в значении «ткань».

3. Отгадайте загадки, напишите отгадки. Определите, какие слова однозначные, а какие многозначные.

Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке
Я и гайку отвинчу,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать
                                               (Ключ)
Птичка-невеличка
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок
                                               (Воробей)
 
Я могу любое слово на бумаге написать.
Помогу тебе задачки очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как без рук.
                                               (Ручка)
 
Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твое пенье
Голосистый …
                                               (Соловей)
 
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это? …
                                               (Карандаш)

 

4. Работа со словарем

Определите значение данных слов по толковому словарю. Сколько значений имеет каждое из них? Как называются эти слова: однозначные или многозначные?

Троллейбус, бритва, гербарий, иллюминатор, морозильник, факел.

 

5. «Займи позицию»

Установите, однозначными или многозначными являются выделенные слова.

Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья… В лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха …
Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат.
                                                                                К. Паустовский.
Многозначность слова – это его способность употребляться в разных значениях. При этом одно из значений многозначного слова является основным, а остальное для него – вторичным. Но так как значение слова можно определить или уточнить в связи с другими словами, то смысл многозначного слова наиболее точно раскрывается лишь в предложении или в сочетании слов.

6. Прочитайте стихотворение А. Шибаева. Найдите многозначные слова и объясните свой выбор.

Не жалейте пятачка,
Говорит корова,
Вы купите молочка –
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
Нам по целой кружке!
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки.

7. Лингвистическая задача

Допишите к отгадкам еще одно значение слова, которое не указано в загадке.

Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывает на сосне, на елке,
А называются  …. 
                                                         (Игла – острый шпиль здания)
 
В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я планка для черчения
И,  наконец, порою
В шеренгу вас построю.
                                                                                    (Линия – путь сообщения; воздушная,                                                                              трамвайная, железнодорожная)

 

8. Прочитайте стихотворение В. Остена «Дорога». Сколько значений этого слова отмечает автор стихотворения? Какие это значения?

Дорога

Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами.

9. «Ступени»

Допишите слова, поясняющие многозначность этих  слов. Например: колокольчик – звонок, цветок.

·        Нос – …
·        Дворник – …..
·        Золотая – …
·        Барабанит – …..
·        Язык – …
Для справок: нос – корабля, человека; дворник – машины, профессия; золотая – цепочка, коса, осень, мастерица; барабанит – дождь, барабанщик, пальцами; язык – колокола, ботинка, иностранный.

 

10. Интересная пятиминутка

Отгадайте загадки, с помощью слов-отгадок разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово, обозначающее значение слов с несколькими лексическими значениями.

Для справок: земля, нос, пояс, игла, колокольчики, звезды, волны, ручка, ключ, ванна, язык,
месяц.
Vse_Lit_07
1.  Меня бьют,
Колотят, режут –
Я все терплю,
Всем добром плачу.
 
 
2.  Между двух светил
Я в середине один.
 
 
3. Надену – ободом сведет,
Сниму – змеею упадет,
Тепла не дает,
А без него холодно.
 
4. Всех на свете обшивает,
что сошьет – не надевает.
 
5. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет!
 
6. Рассыпалось к ночи
Золотое зерно,
Глянули поутру –
Нет ничего.
 
7. По морю идет, идет,
А до берега дойдет,
Тут и пропадает.
 
8. Я с собой ее ношу,
Все что нужно, напишу.
Замечательная штучка –
Самопишущая …
 
9. Хвост во дворе,
Нос в конуре,
Кто хвост подвернет,
Тот и в дом войдет.
 
10. Плещет теплая волна
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?
 
11. Всегда во рту,
А не проглотишь.
 
12. То блин, то полблина,
То та, то эта сторона.

11. Работа в парах

Выпишите слово хвост вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова.

Пример: хвост самолета, хвост коровы.
Есть хвост
У падающих звезд,
И у семян
Бывает хвост,
У птиц,
У самолёта –
Он нужен для полета.
Хвостом корова
Бьет слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важней:
Они хвостом сражаются!
                                                            Ю. Коринец

12. Лингвистическая задача

Найдите в словаре 2-3 многозначных слова. Составьте с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком именно значении употреблено это слово.

  13. Отгадайте ребусы

Vse_Lit_08     (Абажур)

Vse_Lit_09    (Паркет)

14. Домашнее задание разноуровневое, с предоставлением учащимся выбора варианта

Интересен глагол завести.

·        Что можно завести? Допишите разъяснение.

Завели собаку, то есть …

Завели хозяйство, т. е. …

Завели песню, т. е. …

Завели мотор, т. е. …

Завели в тупик, т. е. …

·        Выпишите из толкового словаря два слова: однозначное и многозначное. Придумайте с ними предложения (стихотворение).

·        Составьте со словами глубокий и тонкий словосочетания (прилагательное + существительное) так, чтобы в них выявилась многозначность этих слов.


Занятие 5-6

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА («КАК НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ В ПРЯМОМ И ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ СЛОВА»)

Золотые нивы,

Гладь и блеск озер,

Светлые заливы,

Без конца простор.

И. Никитин

Железную подкову кузнец ковал коню.

Я в человеке волю железную ценю:

Хоть звона наковальни не слышала она

Но, как железо, прочной и крепкой быть должна.

                                                                                      Из Рифмованных правил

Слова имеют прямое и переносное значение.
Прямое значение прямо указывает на предмет, действие, явление (золотое кольцо).
Переносное значение переносит прямое значение слова на другой предмет
( золотые нивы, золотые руки, золотая осень).

 Vse_Lit_10

1. Сортировка

Распределите словосочетания в два столбика соответственно прямому и переносному значению слова.

Тяжелый характер, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый чемодан, холодный ветер.

2. Выразительно прочитайте и определите, какие из выделенных слов употреблены в переносных значениях.

Цветок

Однажды ранью влажной
Я видел, как в лесу
Цветок семиэтажный
Протяжно пил росу
 
Самой природе в диво 
На солнечной меже
Он убран был красиво
На каждом этаже.
 
Насупленный, мохнатый,
Большой души добряк
Он мошкаре крылатой
Сдавал свой особняк
 
И хоть ей тесно вместе
Бывало иногда,
Но все лесные вести
Она несла сюда.
 
Несла лесные сказки
Пропахшие медком.
Здесь каждый без опаски
Мог говорить с цветком
 
А он стоял вальяжно
И всем друзьям в лесу
Светло, семиэтажно
Дарил свою росу.
                                               С. Островой

 

3. Работа в парах

По толковому словарю определите лексическое значение слов особняк, вальяжно. Опишите цветок. Придумайте для него название.

  

4. Лингвистический поиск

Прочитайте данные словосочетания. Укажите, какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении. Составьте предложения со словами, употребленными в прямом значении.

  • горячий кофе, горячая беседа, горячий спор, горячая лошадь;
  • золотые руки, золотые слова, золотые нивы, золотое кольцо;
  • мягкий климат, мягкий характер, мягкое кресло, мягкие волосы;
  • холодная встреча, холодный день, холодный обед, холодная зима.

 

5. Отгадайте загадки

С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка. 
                                                  (Кузнечик)
Мчится дом по мостовой –
Две руки над головой. 
                                                  (Троллейбус)
Словно ёлка
Весь в иголках.
                                           (Ежик)
На лужайке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек,
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
                                                   (Земляника)

6. Языковая задача

Найдите слова, которые употребляются в переносном значении, выпишите их и объясните свой выбор.

         Над Доном листопад. В лесах и рощах появился сказочный колдун. Его никто не видел, но работа его видна повсюду. Ночью ходит колдун по лесу. В руках у него ведерко с краской и большая кисть. Мазнет кистью – как подожженный запылает клен.
«Ах, как хорош!» – вздохнет березка. Красавице невдомек, что и на нее брызнул золотом лесной волшебник. И рябину не обошел, и дикую грушу. А сосенку не стал красить – побоялся колючек. Вот и стоят молодые сосенки темными монашками. Но лес от этого не подурнел.
         Стоит лес тихий и задумчивый. Налетит ветерок – падают, падают золотые монетки листьев … Идет листопад над Доном.
                                                                                              В. Песков  

 

7. Перевод с украинского языка на русский

Переведите текст и выпишите слова в переносном значении.

Під осінніми високими зорями затихають оселі, і тепер стає чутнішою мова роси,  напівроздягнених дерев і вчорнілих задуманих соняшників, що вже не тягнуться ні до сонця, ні до зірок.
                                                                           М. Стельмах
8.Запись под диктовку с самопроверкой
Дождь уснул. От солнца поднялась суета ветра. Взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь стал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.
                                                                                              А. Платонов

 

9. Прочитайте сочинение вашей ровесницы. Проанализируйте, какие слова с переносным значением используются для создания художественного образа.

Зимой, как только выпадает снег, деревья устраивают бал в саду. Высокие и стройные деревья надевают серебряные платья. Они танцуют под музыку ветров, перешептываются и радуются. О, какое же это прекрасное зрелище!

10. Работа в группах

Определите три значения слова  свежий  по предложениям.

·        Вкусно пахнет свежим хлебом (только что испеченным).
·        К утру подул свежий ветер (холодный ).
·        Подай мне свежую газету (новую).

 

11. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении (седой туман, бархатный голос, прямой ответ)

12. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

В саду горит костер рябины красной. Ходят волны по реке желтые,  свинцовые. Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожке и горели во всей красоте.
Переносное значение слова образно. Употребление слов в переносном значении делает речь выразительнее, ярче, поэтичнее.

 

13. Выразительно прочитайте стихотворение. Подумайте, в каком значении употреблено в нем слово живой. Почему дождь назван живым?

 ЖИВОЙ ДОЖДЬ

Дождь был живым. Ну только если –
Не говорил, а так – живой.
Дома и камни пели песни,
Когда он шел по мостовой.
Он всегда спешил навстречу лету.
В садах судачили грачи.
И глухо бились о планету
Его упругие мячи.
Свивались синие спирали.
И струи были так легки,
Как будто мальчики играли
И бегали вперегонки.
                                                                       С. Островой

 

В толковом словаре слова с переносным значением отмечаются пометкой (перен.).

Дорогой, -ая, -ое.

·        Стоящий больших денег (против. дешевый) У него было много дорогих вещей.
·        Такой, которым дорожат (перен.) Время было дорого.
·        Милый, любимый, близкий сердцу. Дорогой мой друг!

 

14. Работа со словарем

Найдите в словаре два-три слова, имеющих переносное значение. Укажите общее между прямым и переносным значением каждого слова.

15. В художественных произведениях часто используются слова с переносным значением. Найдите в отрывках слова, с помощью которых ветер описывается как живое существо.

Ветер по морю гуляет
и кораблик подгоняет.
                                       А. Пушкин
Ветер резвый уснул.
На пути –
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.
                                      C. Есенин

 

16. Объясните соседу по парте, по какому свойству животных называют людей словами лиса, заяц, соловей? Допишите предложения.

·        Назвать человека зайцем – значит охарактеризовать его как – – -.
·        Лисой называют человека, который – – -.
·        Если человек хорошо поет, то его называют – – -.

17. Игра «Кто быстрее?»

Вставьте подходящие по смыслу слова, которые обозначают действия ветра.

  Ветер

Осторожно ветер
Из калитки _____ ,
______________ в окошко,
_____________ по крышам;
____________ немного
ветками черемух,
________________ за что- то
Воробьев знакомых..
                                         М. Исаковский
Для справок: вышел, постучал, пробежал, пожурил, поиграл.

 

18. Подумайте и ответьте, какие действия человека приписываются в этом стихотворении неодушевленным предметам? Прямое или переносное значение имеют слова, называющие эти действия?

  Мороз

Скрипит мороз,
Сердит мороз.
И снег
Сухой и колкий.
И вяз озяб,
И дуб замерз,
Насквозь
Промерзли елки.
                                         Т. Волжина

 

19. Лингвистический эксперимент

Допишите слова – действия так, чтобы получились словосочетания, которые могут употребляться как в прямом, так и в переносном смысле.

  • Девочка

Солнышко (смеется, улыбается)

  • Ракета

     Время (летит)

  • Мальчик

Молоко (убежал(о))

 

20. Тест

1.     Словарный состав языка изучает наука:

а) фонетика;
б) синтаксис;
в) лексикология;
г) пунктуация.

2.     Слова употреблены в переносном значении в обоих словосочетаниях:

а) каменное сердце, строить мост;
б) жар солнца, каменное здание;
в) золотые слова, строить планы.

3.     В каком ряду слова являются многозначными:

а) звезда, искусственный, каменный;
б) единственный, жалюзи, жакет;
в) каменистый, кафтан, композитор.

21. Перепишите выражения. Выпишите то, где слово язык употреблено в прямом значении.

·        Языку учиться – всегда пригодится.
·        Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык.
·        Я больно прикусила язык.
·        Так вкусно, что язык проглотишь.

Выпишите то выражение, где слово язык употреблено в прямом значении.

22. Отгадайте ребусы

Vse_Lit_11          (Арена)

Vse_Lit_12          (Портфель)

 

23. Домашнее задание разноуровневое, с предоставлением учащимся выбора варианта

·        Составьте предложения, в которых бы о морозе, буре, снежинках, деревьях, речке говорилось как об одушевленных предметах.

·        Найдите в толковом словаре 2-3 слова, имеющие переносное значение. Укажите общее между прямым и переносным значением каждого слова.

·        Напишите волшебную сказку об осени.

Напишіть відгук

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *